Сегодня каждый понимает, что страна живёт в нефтяную эпоху, внимательно следит за выпусками новостей и старается понять, выросли или упали объёмы экспорта нефти. Это неудивительно, ведь от объёма продаж зависят многие сферы жизни человека: стоимость услуг, цены на заправках Наверное, каждый из нас ежедневно сталкивается с продуктами, вещами, жидкостями, которые были произведены из нефти или продуктов её переработки.
Мазут – это ценное сырьё, топливо, которое получается как раз благодаря переработке нефти. Для многих первыми ассоциациями являются отработанные масла, вязкая чёрная жидкость с резким запахом. Мазут часто называют жаргонным словом «отработка». На самом деле, это немного не так. Попробуем разобраться.
Сегодня речь пойдёт о мазуте.
Краткое определение
Мазут – вид топлива, вязкая жидкость со специфическим запахом, имеющее тёмно-коричневый цвет. Термин «мазут» происходит от турецкого «mazot» – «отходы», «отбросы». В РФ основная область применения мазута – это обеспечение деятельности крупных предприятий энергетического комплекса: ТЭЦ, теплоэлектроцентралей, котельных. При сгорании мазута выделяется тепло, которое передаётся потребителям: жилым домам, социальных учреждениям, фабрикам, заводам.
Мазут используется и для получения моторных масел, битума, топлива для бензиновых и дизельных двигателей, кокса. Сегодня В РФ и некоторых странах СНГ требования к мазуту и его характеристикам регламентируются требованиями межгосударственного стандарта ГОСТ 10585-2013 «Топливо нефтяное. Мазут. Технические условиях». Именно этим стандартом закрепляются такие понятия, как «топочный мазут» и флотский мазут». Его отличия связаны преимущественно с физико-химическими параметрами, содержанием серы, примесей.
История мазута
Полезные свойства нефти известны человеку с давних времён. Но настоящий «бум» нефтяной эпохи пришёлся на середину 19 века. Именно тогда нефть стали использовать не в сыром виде, а в переработанном. Один из первых заводов в России по перегонке нефти был создан в 1823 году Василием Герасимом и Макаром Дубининым. С помощью продуктов, получаемых в процессе перегонки нефти, получалось ценное сырьё для медицинских и аптечных целей, а также освещения жилища. Именно тогда было замечено, что после переработки остаётся специфичная жидкость – мазут.
Но в то время речи об её использовании пока не шло. Даже, когда в 1850-х годах начали производство керосина в промышленных масштабах, мазут выбрасывали за ненадобностью. И это при том, что из КДП производства составлял меньше 50%. Из одного ведра нефти получалось не больше 3-4 л керосина, а остальное составляли отходы- мазут. Его часто выливали прямо в водоёмы, нанося невосполнимый вред экологии. Отличительной чертой мазута была его густая консистенция, он практически не поддавался воспламенению. Первый пульверизатор для подачи жидкого мазута был придуман в 1866 году инженером А.И. Шпаковским, а уже в 1880 году другой русский изобретатель В.Г. Шухов сконструировал форсунку, которая превращала жидкий мазут в мельчайшие взвеси под давлением водяного пара. «мазутная пыль» подавалась в камеру сгорания, смешивалось с воздухом и прекрасно воспламенялось.
Новое топливо с прекрасной теплотворной способностью стали активно использовать в судоходстве. Оно заменило уголь. Людвиг Нобель приобрёл у Шухова патент на форсунку и внедрил её в конструкцию двигателей внутреннего сгорания. Случилось это в 1870 году А ближе к концу 19 века мазут стали использовать как топливо на фабриках и заводах. Этот период и можно считать отправной точкой начала применения мазута в энергетике.
Состав, технические характеристики, маркировка мазута
В зависимости от назначения мазут подразделяется на:
- Ф5 – флотский;
- М40 и М100 – топочный.
Для флотского число в обозначении указывает на объёмное содержание серы, для топочного – температуру кристаллизации, содержание серы и зольность. В качестве примера: М100 – топочный мазут с содержанием серы 2%, малозольный.
Основными техническими характеристиками мазута являются:
- кинематическая вязкость;
- зольность;
- массовая доля механических примесей;
- массовая доля воды;
- содержание серы;
- коксуемость;
- теплота сгорания;
- плотность при температуре 15°С.
Самой большой теплотой сгорания обладает флотский мазут Ф5 – 41454 кДж/кг. Мазут является малоопасной жидкостью и по степени воздействия на организм человека относится к 4-му классу.
Температура самовоспламенения мазута не ниже 350°С, а его взрывоопасная концентрация в комбинации с воздухом составляет 1,4%. В помещениях, в которых выполняется хранение мазута, нельзя пользоваться открытыми источниками огня. Осветительные приборы должны иметь взрывозащищённое исполнение, а сами бочки с мазутом необходимо защищать от воздействия статического электричества.
Область применения мазута
Основные отрасли использования мазута – это:
- промышленность;
- флот;
- жилищно-коммунальное и сельское хозяйство.
Мазут до сих пор используется в качестве котельного топлива, приобретается владельцами частных домов для обогрева жилища и хозяйственных построек. Из мазута марок М-100 и М-40 производят флотский мазут, а ещё тяжёлое моторное топливо для двигателей крейцкопфного типа, в которых поршень и шатун связаны друг с другом ползуном.
Мазут прекрасно подходит для отопительных систем средней и низкой мощности. В фермерских хозяйствах он используется в период заготовки сена, фруктов и овощей на зиму, а также для приготовления кормов для скота.
- Флотский мазут марки «Ф5» используется в качестве топлива для корабельных энергоустановок. Он имеет наибольшую теплотворную способность в сравнении с другими видами, обеспечивает высокий КПД сгорания. Содержание серы в «Ф5» не превышает 2%;
- Топочный мазут марки «М40» применяется и в быту, и в сельском хозяйстве. Он служит топливом для котлов, теплогенераторов, автономных отопителей;
- Топочный мазут «М100» служит основным сырьём котельных, систем парового отопления, различных технологических установок.
Некоторые используют мазут для обработки настилов причалов и пристаней. Он проникает внутрь волокон древесины, препятствуя распространению влаги, образованию грибка и разрушению покрытия.
Ещё одна сфера применения – это производство продуктов перегонки мазута. К примеру, битума и масел. Битум широко применяется в строительной отрасли, используется при производстве теплоизоляционных материалов и отделочных покрытий. Самими известными являются рулонная гидроизоляция и так называемая битумная черепица.
Краткий анализ рынка мазута в РФ в 2023 году
Россия является крупнейшим экспортёром мазута для Сингапура и Малайзии. Только за первую половину 2023 года отгрузки превысили 2,5 млн тонн. Примерно такие же объёмы поступают и в ОАЭ.
РФ планомерно наращивает поставки в крупнейший логистический центр Ближнего Востока – порт Фуджейра. Среднемесячный объём экспорта составляет 300-350 тысяч тонн топлива. В Индию экспортируется около 100 тыс тонн мазута ежемесячно.
Учитывая проведение СВО с марта 2022 года, Евросоюзом и странами G7 введены санкции против российских энергоресурсов, в т.ч. и на мазут. Ценовой потолок составляет 100 долларов США за баррель для бензина и дизельного топлива и 45 долларов за баррель для мазута.