Переработка высокопарафинистого мазута (HPM) представляет собой сложный процесс, связанный с рядом проблем, вызванных его физико-химическими свойствами. Повышенная вязкость, низкая текучесть, высокая температура плавления парафинов – все это делает обработку материала трудоемкой и энергетически затратной.
Проблемы при переработке и возможные решения
Высокая вязкость. Парафины увеличивают вязкость мазута, делая его трудно перекачиваемым и транспортируемым. Из-за вязкости субстанции трубопроводы подвержены засорам, что приводит к снижению эффективности переработки и транспортировки.
Использование технологий, позволяющих предварительно нагревать мазут перед его поступлением в переработку, помогает значительно снизить вязкость продукта. Также можно ввести в мазут разбавляющие агенты (дизельное топливо или легкие масла).
Отложения парафина. Осаждение парафинов при низких температурах приводит к образованию твердых отложений на поверхности оборудования и внутри трубопроводов. Наслоения способны заблокировать поток и снизить энергоэффективность.
Для решения проблемы можно прибегнуть к предварительной депарафинизации, нагреванию субстанции до температуры +45-65°C либо к механической очистке.
Проблемы с катализаторами. Парафины склонны адсорбироваться на катализаторах, используемых в процессах переработки. Это приводит к снижению их активности и, как следствие, к понижению эффективности переработки.
Относительно недавно появились новые технологии – гидрокрекинг и коксование с замедленным осаждением, которые позволяют более эффективно перерабатывать высокопарафинистый мазут. Данные процессы используют катализаторы и высокие температуры для разрыва парафиновых цепей с целью получения более качественных продуктов.
Коррозия оборудования. Высокое содержание парафинистых компонентов может привести к коррозии металлического оборудования, используемого в процессе переработки. Данный аспект связан с образованием кислотных продуктов при окислении парафинов.
Решить проблему можно с помощью ингибиторов коррозии. Добавляя в мазут амины, нитриты или фосфонаты, можно свести к минимуму коррозионные явления. Ингибиторы образуют защитный слой на металлических поверхностях, предотвращая появление ржавчины.