Обеспечение энергетической безопасности и переход к более устойчивым источникам энергии ставят перед мировым сообществом важные задачи.
Одним из направлений является эффективная переработка углеводородов, в частности – газоконденсатного мазута. Этот вид сырья, обладающий высоким энергетическим потенциалом, требует новых инженерных концепций и технологий.
Газоконденсатный мазут – это сложная смесь, состоящая из углеводородов, нефтяных смол и органических металлосодержащих соединений. Продукт обладает высокой вязкостью и низкой температурой застывания. Это делает мазут трудным в переработке, но в то же время ценным сырьем для производства различных нефтепродуктов.
К числу высоколиквидной продукции можно отнести бензин, дизельное топливо и сырье для производства пластмасс и химических веществ.
Текущие технологии переработки
Традиционные методы работы с газоконденсатным мазутом в значительной степени сосредоточены на термическом крекинге, каталитической переработке и гидрокрекинге. Каждый из них обладает характерными особенностями:
- Термический крекинг – для получения продукта с меньшей молекулярной массой
- Каталитическая переработка – не допускает избыточной деструкции тяжелых углеводородов
- Гидрокрекинг – позволяет применять менее дорогие катализаторы
Однако перечисленные технологии часто могут не обеспечивать необходимые финансовые и энергетические показатели при работе с высоковязкими мазутами. В связи с этим возникает необходимость в разработке передовых, более эффективных способов работы.
Новые инженерные концепции
- Использование макропористых катализаторов. Предполагается, что технология поможет сократить расходы нефтяников и позволит увеличить прибыль. Ее основой стало применение специального сорбента, представляющего собой активный гамма-оксид алюминия.
- Кавитационная конверсия. Методика базируется на применении кавитационно-акустического воздействия, что дает возможность трансформировать тяжелые парафиновые углеводороды в легкие бензиновые дистилляты.
3. Нанотехнологии. Предполагают использование наноматериалов для улучшения свойств катализаторов и уменьшения температуры и давления процесса переработки. Это должно привести к более низким энергетическим затратам и повышению общей эффективности технологического процесса.